Главные астрономические события 2019 года

Успехи российских астрономов, «фото» черной дыры и поиски органики на Марсе. Самые главные астрономические события уходящего года – в нашей подборке.

Обнаружение двойного астероида Ультима Туле

Первое важное событие 2019 года случилось вскоре после его наступления, 1 января. Космический зонд New Horizons приблизился к астероиду Ультима Туле. Он представляет собой контактное двойное тело, образованное при столкновении двух астероидов. При этом скорость столкновения, по-видимому, была очень небольшой, иначе два тела просто рассыпались бы на мелкие фрагменты.

Ультима Туле один из астероидов пояса Койпера на периферии Солнечной системы. Эти астероиды являются остатками древнего протопланетного облака, из которого и сформировалась вся Солнечная система. Именно поэтому они представляют большой интерес для астрономов.

Запуск космической обсерватории «Спектр-РГ»

13 июля с космодрома Байконур стартовала космическая обсерватория «Спектр-РГ» — самый амбициозный проект российских астрономов. «Спектр-РГ» — совместный проект российских и немецких ученых. Он состоит из двух телескопов – российского ART-XC и немецкого e-ROSITA. За 4 года работы они должны построить самую подробную карту Вселенной в рентгеновском диапазоне.

«Фото» черной дыры

Одним из главных событий 2019 года, которого астрофизики ждали много лет, стал первый в истории человечества снимок черной дыры. Он был сделан при помощи комплекса телескопов Event Horizon Telescope: на фотографии, опубликованной в апреле, видны очертания горизонта событий, окруженного излучением. Темная область в центре и есть черная дыра в галактике М87, удаленная от нас на расстояние в 53 млн световых лет. В ближайшее время ученые хотят получить снимок еще одной черной дыры, находящейся в центре Млечного Пути – Стрелец А*.

Елена Куприянова, канд. физ.-мат. наук, ст. н. с. отдела радиоастрономических исследований ГАО РАН:

После недавнего открытия гравитационных волн это ещё одно громкое свидетельство в пользу Общей теории относительности Эйнштейна. Одновременно, радостно за методическую часть всеволновой астрономии. Очень удачно подобрана длина волны в терагерцовом радиодиапазоне. На этих волнах среда становится прозрачной, открывая сердцевину галактики. К тому же обеспечивается рекордное угловое разрешение в радиоволнах, позволяющее наблюдать объект размером около 42 угловых микросекунд. Чтобы представить наглядно, это как будто разглядеть муравья на поверхности Луны.

Запись «солнечного ветра»

О таком явлении как солнечный ветер ученые знают давно. Но именно в 2019 году они смогли рассмотреть процесс образования солнечного ветра на максимально близком расстоянии: его снял зонд NASA Parker Solar Probe. Полученные данные оказались неожиданными и революционными.

Ученые продолжают следить за данными, получаемыми с зонда Parker. Зонд выдерживает температуру более 1300 градусов Цельсия, его миссия по изучению Солнца рассчитана до 2025 года.

Иван Живанович, н.с. Лаборатории физики Солнца ГАО РАН:

Полученные результаты, связанные с солнечным ветром, показывают противоречия с существующими моделями. А ведь эти модели используются и для других звезд.

Среда в межзвездном пространстве

Зонд Вояджер-2, запущенный еще в 1977 году, в ноябре собрал и передал на Землю данные о среде в межзвездном пространстве. Анализ данных подтвердил догадки ученых: плазма в локальном межзвездном пространстве значительно плотнее, чем плазма внутри гелиосферы, а ее температура ниже, чем внутри гелиосферы.

Первая межзвездная комета

Астроном Геннадий Борисов из Крымской Астрофизической обсерватории совершил важное открытие – он обнаружил первую межзвездную комету C/2019 Q4 (21/Borisov). Эта комета возникла за пределами Солнечной системы, о чем говорит траектория ее движения. Осенью комета прошла между орбитами Марса и Юпитера, а сейчас приблизилась к Солнцу.

Интересно, что комету Геннадий Борисов обнаружил при помощи собственноручно созданного 65-сантиметрового телескопа.

Иван Живанович, н.с. Лаборатории физики Солнца ГАО РАН:

Комета Борисова, безусловно, интересна как межзвездная комета. Она подводит нас к вопросу об эволюции планетных систем.

Обнаружение метана на Марсе

Летом 2019 года марсоход Curiosity зафиксировал выброс метана на поверхности красной планеты. Это взбудоражило ученых: до 95% метана на Земле имеет органическое происхождение. О происхождении метана на Марсе нам еще предстоит узнать.