Иван Живанович о детских экскурсиях в обсерватории: «Нужно самому быть немного ребенком»

Иван Живанович о детских экскурсиях в обсерватории: «Нужно самому быть немного ребенком»

Детские экскурсии в Пулковскую обсерваторию – это не просто развлечение. Это редкая возможность прикоснуться к миру науки – увидеть астрономические инструменты, узнать о планетах, звездах, галактиках, черных дырах и других объектах космоса, а некоторые из них – даже потрогать. О том, как создаются и проводятся экскурсии для детей, зачем придумываются несколько вариантов одной программы и почему Меркурий – лучшее место для отдыха, нам рассказал экскурсовод, научный сотрудник Лаборатории физики Солнца Иван Живанович.

 

— Иван, прежде всего вы – астроном, ученый. Как так получилось, что вы стали еще и экскурсоводом?

— Я выступал на научных конференциях и заметил, что мне нравится рассказывать людям новую для них информацию. А потом я познакомился с сотрудниками обсерватории, которые водят экскурсии, стал с ними общаться и решил попробовать и себя в этом деле. На сегодняшний день я провожу несколько экскурсий, как для взрослой аудитории, так и для детской.

— Какие детские экскурсии вы ведете?

— Я веду экскурсию Виктории Смирновой «Сказки нашей звезды» для дошкольников, экскурсию «Звездная книга» для младших школьников, разработанную мною совместно с другими сотрудниками Экскурсионного бюро, обзорные экскурсии для школьников и расширенные программы для старшеклассников, а также авторскую экскурсию «Как устроен телескоп?», она рассчитана на детей разных возрастов. Другая моя авторская программа, «Обычно-необычная звезда Солнце», тоже подходит для старшеклассников.

Из детских вопросов экскурсоводу Ивану Живановичу:

Вчера в лесу я наблюдала за муравейником. Возможно ли, что инопланетяне наблюдают за нами так же, как я за муравейником?

— В чем особенность детских программ? Чем они отличаются от тех, что рассчитаны на взрослую аудиторию?

— Отличия больше всего заметны в экскурсионных программах для дошкольников и младших школьников: в них мы добавляем элементы игры, интерактива, вовлекаем детей в происходящее. Это не просто рассказ или беседа, как в обычных программах для разных возрастов. С детьми нужно немного поиграть, чуть-чуть побеседовать, потом, возможно, назначить командира команды, который будет помогать выбирать вопросы в викторине. Если это дети постарше, средняя школа, то у них уже очень хорошая вовлеченность, с ними можно побеседовать серьезнее. Что касается старшеклассников, они уже изучают в школе физику, геометрию, математику, астрономию, для них можно включить в рассказ научные подробности, которые они смогут понять. В этом смысле старшеклассники справляются с научной информацией даже легче, чем взрослые, которые уже подзабыли школьную программу. При проведении экскурсий для школьников мы учитываем их возраст и те знания, которые они уже получили в рамках школьной программы, чтобы им было интересно и понятно.

— Не секрет, что аудитория дошкольников для экскурсовода довольно сложная: детки не всегда могут долго удерживать внимание на одной теме, одном экспонате. Возникают ли у вас подобные сложности и как вы их решаете?

— Специфика в работе с малышами есть, и она заключается в принципиально ином подходе к такой аудитории. Здесь не нужно подробно рассказывать об одном экспонате или одной теме, рассказ экскурсовода должен быть мозаичным: давать информацию нужно небольшими порциями, немного перескакивая с одной темы на другую, как бы играть с ними в эту «мозаику». Нужно давать им больше свободы, чтобы они могли где-то пофантазировать, где-то додумать, где-то отвлечься на другую тему. В итоге из этих небольших фрагментов, которые не успеют надоесть, не утомят, а будут интересны на протяжении всей экскурсии, у них сложится целая картина. Важны и интерактивные моменты – игра, викторина, живая беседа с маленькими слушателями. Нужно постоянно переключать род деятельности: послушали, поиграли, перешли в другой павильон.

Из детских вопросов экскурсоводу Ивану Живановичу:

Почему именно Галилей изобрел телескоп, а не кто-нибудь до него?

— Если немного углубиться в «кухню» процесса создания программы: как пишется детская экскурсия?

— В Пулковской обсерватории есть музей со множеством интересных экспонатов и другие объекты, о которых мы можем рассказать и показать их. Из этого многообразия мы выбираем то, что будет интересно детям, думаем, как можно обыграть каждый из них. А дальше — продумываем несколько вариантов одной и той же программы, чтобы ее можно было подстроить под особенности собравшейся группы. Бывает, что дети в группе собрались активные, тогда мы делаем больший упор на игровую составляющую, если дети стесняются, их нужно, наоборот, мягко вовлечь, задать наводящие вопросы, о чем-то рассказать. Поощрить, даже если ребенок ответил неправильно, а потом вместе с ним выйти на правильный ответ. По каждому экспонату у нас подготовлен небольшой рассказ, загадка, игровой элемент. Нужна вариативность, которую можно будет использовать прямо на ходу. Важно и количество детей в группе: когда их немного, им интереснее послушать, когда много – поиграть. Если при этом дети активные, можно даже разделить их на две команды и устроить небольшое соревнование.

— С какого возраста вы бы посоветовали начинать знакомить детей с астрономией?

— Это зависит от желания самого ребенка. Наши экскурсии интересны детям лет с шести, но знакомить с миром астрономии можно начинать и раньше. Ребят в 6-7 лет обычно привлекают наблюдения, телескопы, и от этого можно оттолкнуться, попутно дав другую полезную информацию, которая заинтересует ребенка.

— Ваше умение работать с детьми, говорить с ними на одном языке – так, чтобы они слушали, это природный «дар» или опыт?

— Богатого опыта общения с детьми до создания детских экскурсий у меня не было, поэтому, видимо, все «от природы». Дети тянутся ко мне, чем-то я привлекаю их внимание, даже на улице иногда подходят, что-то спрашивают.

Из детских вопросов экскурсоводу Ивану Живановичу:

Как изменилась бы астрономия, если бы люди научились передвигаться со скоростью света?

— Какие еще качества нужны при работе с детьми?

— Нужно обладать некоторыми качествами самих детей: уметь играть, удивляться. Нужно видеть необычное в обычном и не уставать радоваться этому.

— На детские экскурсии ребята приходят с родителями. Как сделать так, чтобы программа была интересна и тем, и другим?

— Пожалуй, одна из самых сложных вещей – суметь рассказать об одном и том же экспонате или факте так, чтобы это было понятно, интересно и полезно и ребенку, и взрослому. Первое время этот момент постоянно приходилось держать в голове, но с опытом такая многогранность подачи материала становится отточенным умением.

— Дети – очень интересная и творческая аудитория. У вас наверняка есть любимые афоризмы от ваших слушателей?

— Детские афоризмы и вопросы всегда очень интересны, поскольку дети видят мир иначе, и часто именно детские вопросы могут поставить ученого в тупик. В этом смысле коллекция афоризмов может пополняться после каждой экскурсии. Например, недавно один ребенок, прикоснувшись к метеориту, сказал, что там, откуда он прилетел, очень плохо, потому что темно и холодно. А другой во время рассказа о планетах заметил, что в отпуск лучше лететь на Меркурий, ведь это ближайшая к Солнцу планета.