О звуках космоса: новая программа ГАО РАН

О звуках космоса: новая программа ГАО РАН

Мы уверены, что главный орган чувств астронома – зрение. Именно глазами можно увидеть звезды, при помощи глаз – исследовать далекий космос и совершать открытия. А что насчет звука? Можно ли услышать космос? И какая она – музыка Вселенной? Об этом – новая лекция астрономов Пулковской обсерватории.

 

Есть ли в космосе звук?

«Конечно, нет», — скажут многие. Ведь в космосе нет среды, в которой звук мог бы распространяться. Частички разреженного газа и пыли в космосе находятся  настолько далеко друг от друга, что не могут, взаимодействуя, передать звук. А это значит, что как бы мы ни пытались услышать звуки космоса, наше ухо их не воспримет. Даже если звук будет очень громким.

К счастью, существует огромный спектр электромагнитного излучения (радиоволны, инфракрасное, оптическое, рентгеновское, гамма-излучение), которое может распространяться даже в вакууме посредством волн. Чтобы услышать эти волны, нужен приемник (зонд,  который может принять и передать сигнал) и преобразование этих колебаний в слышимый человеческим ухом диапазон.

 

Как звучит космос?

Космические тела движутся, на них постоянно происходят физические и химические процессы, которые создают те самые волны, которые может уловить зонд и передать на Землю. И хотя космические объекты «звучат» не так, как земные, после преобразования мы слышим их в привычном для нас виде. Например, звучание одного космического тела будет похоже на шорох осенних листьев, звучание другого – на гул самолета, третьего – на звук, который издает грузовик при езде по грунтовке.

Разнообразие звуков во Вселенной очень велико. Даже планеты нашей родной Солнечной системы звучат совершенно различно. Каждая из них издает свой космический звук, и наша родная планета, Земля, звучит «инопланетно». А Солнце, которое мы часто называем сердцем нашего мира, звучит действительно как сердце – тихим пульсирующим звуком.

Благодаря современной технике мы можем услышать космические тела, находящиеся на огромных расстояниях от нас. Например, звук пульсаров – далеких нейтронных звезд с магнитным полем, наклоненным к оси их вращения. Это приводит к модуляции излучения, которое приходит на Землю, благодаря чему пульсары звучат громко и контрастно: одни – будто частые тяжелые удары, другие – редко и строго.

Пульсар.

Свои удивительные звуки имеют и далекие звезды, и загадочные черные дыры, и даже самый первый звук в космосе – реликтовое излучение, появившееся вскоре после Большого Взрыва – образования нашей Вселенной.

 

Кто помогает слышать космос?

Нашими «ушами» в космосе являются космические аппараты, которые способны принять волны, исходящие от объектов. Например, о звучании Солнца мы знаем благодаря данным космической обсерватории SOHO и астроному Александру Косовичеву, который записал колебания звуковых волн и ускорил их в 42 тысячи раз. А звуки Марса передал на Землю аппарат InSight, в том числе звуки марсианского ветра и марсотрясения. Этот звук стал известен человечеству лишь несколько месяцев назад.

Зонд InSight.

Услышать Сатурн и звуки его спутников людям помог зонд «Кассини», а звучание магнитосферы Юпитера – аппарат «Юнона».

Узнать о звуках космоса еще больше, а также услышать их можно в лектории Пулковской обсерватории – например, в рамках Новогодних программ Экскурсионного бюро. Программа о звуках космоса рассчитана на школьников младших классов.

Автор программы «Звуки космоса», н.с. Лаборатории проблем космической погоды Полина Стрекалова об особенностях работы с детьми 6-9 лет:

 

Дети в таком возрасте лучше всего усваивают информацию в игровой форме. Поэтому лекция должна быть отчасти игрой. С яркими картинками, простыми схемами и любопытными фактами. Вместе с тем, безусловно, содержание должно соответствовать современным научным представлениям и опираться на достоверную информацию из научных источников. Готовить такую лекцию одновременно сложно и интересно. Надо на время самому стать ребёнком, оставаясь при этом учёным.

Также в лектории обсерватории можно узнать о том, какими еще органами чувств можно познать космос. И, главное, как именно.

Полина Стрекалова об отличиях работы с детской и взрослой аудиторией:

И на детских, и на взрослых лекциях нужно уметь рассказать просто о сложном. В каждом случае нужно учитывать разный уровень подготовки у слушателей. Стараться, чтобы всем было и понятно, и интересно. Но если внимание взрослых удержать довольно легко – достаточно интересного материала и правильной подачи, то дети, особенно младшеклассники и дошкольники, будут отвлекаться в любом случае. И это нормально. Все мы знаем, как тяжело заставить ребёнка усидеть на месте целый час. Поэтому при работе с юной аудиторией между залом и лектором постоянно должен идти диалог. Например, в форме вопросов к залу. При этом детская аудитория всегда более благодарная. Искренне радуется, открыто выражает эмоции. Всегда сразу видно, нравится им или нет. В этом плане с детьми работать заметно проще.