Пулковское дело. Часть 1

Пулковское дело. Часть 1

Есть в истории Пулковской обсерватории по-настоящему темная страница – ставшее знаменитым на всю страну «Пулковское дело». Это уголовное дело, а точнее, целая серия уголовных дел, возбужденных НКВД против астрономов обсерватории в 1936-1937 годах. Обвинение большинства из них касалось участия в фашистской троцкистско-зиновьевской террористической организации, в которой они, конечно, не состояли. Многие из них были расстреляны, остальные провели долгие годы в тюрьме.

Почему «Пулковское дело» вообще имело место? Что послужило причиной, почему НКВД обратил внимание именно на астрономов? Как «шилось» это дело? И как отразился арест ученых на работе обсерватории?

Мы постарались воссоздать максимально полную картину происходящих в те годы событий на основании исторического анализа фактов, который нам любезно предоставил канд. ист. наук, доцент, председатель секции «История астрономии» Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН Вадим Юрьевич Жуков.

В. Ю. Жуков

Для начала разберемся, кого из сотрудников обсерватории коснулось «Пулковское дело».

Собственно сотрудниками ГАО на момент ареста были 12 человек: И. А. Балановский, В. Ф. Газе, Б. П. Герасимович, Н. И. Днепровский, Н. И. Идельсон (одновременно сотрудник АИ), Н. В. Комендантов, И. Н. Леман-Балановская (сотрудница Обсерватории, арестована как член семьи изменника Родины), М. М. Мусселиус (один из немногих, кто не подписал признания своей вины), Е. Я. Перепелкин, Б. И. Шигин (зам. директора ГАО по АХЧ), Н. М. Штауде (арестована в 1935 г.), П. И. Яшнов.

И. А. Балановский
Б. П. Герасимович

Еще четверо на момент ареста сотрудниками Обсерватории не числились: Д. И. Еропкин и Н. А. Козырев (уволенные из ГАО 8 марта 1936 г.), А. П. Константинов (был консультантом ГАО до 1935 г. и проходил как арестованный в ЛГУ) и Б. В. Нумеров (тесно связанный с ГАО, был ее сотрудником до революции в 1913–1915 гг., и являлся на момент ареста членом Ученого совета ГАО). Итого 16 человек.

Н. А. Козырев

Если считать арестованных позднее как ЧСИР (член семьи изменника Родины) шесть жен сотрудников ГАО (О. М. Герасимович, К. А. Днепровская, А. И. Комендантова, А. И. Мусселиус (урожд. Мей), Т. П. Перепелкина и О. И. Яшкова) и трех жен бывших сотрудников (В. Н. Козырева, Л. М. Константинова и Е. Е. Нумерова), то число репрессированных, связанных с Пулковом, достигнет 25 человек.

В следующих публикациях мы продолжим рассказ об истории «Пулковского дела».